na_vstrechku

Categories:

Неприкаянность 60-х...

Этот пост можно было бы назвать «как молоды мы были» ...песня еще такая была,  Градский пел ...но нет, не назвала, потому что не мы, а наши родители были молоды в 60-е... Но я почему-то всегда ощущала это десятилетие как свое, хотя меня тогда еще и в проекте не было.

Выспрашивала я было  у очевидцев, что и как: какие люди тогда были, как жили, чем жили...как любили, что главное для них было в жизни...слушала Кристалинскую, Аиду Ведищеву...других... Больше всего, конечно, приставала с распросами  к матери... Мать  сказала — посмотри   этот  фильм...

 Я посмотрела тогда. И посмотрела сейчас. В этом фильме не много слов, в нем нет политеса. Но это сама суть  60-х, суть обычных людей, таких как мы с вами. Какими они были...наши родители...

ЛЮБИТЬ, 1968

«Любить…» — кинофильм 1968 года, снятый режиссёром Михаилом Каликом, режиссером, который  смог органично соединить «в одном флаконе» и художественное и документальное кино.

  Фильм начинается, а в последствии и сами новеллы ( фильм состоит из 4-х новелл о любви) чередуются  с документальными кадрами, в которых на вопрос интервьюера «Что значит любить?» отвечают   случайные прохожие, и даже, что особо ценно, на этот    вопрос отвечает отец Александр Мень ( в описании к кадрам я еще дам комментарий по этому интервью).   Интервью  берет  режиссёр хроники Инесса Туманян.   Каждая из новелл в фильме Калика предваряется эпиграфом, взятым из «Песни песней» Ветхого Завета.

 Удивительно, что фильм вообще не положили на полку, как бывало тогда с некоторыми серьезными работами. Первоначально картина называлась   «Десять раз о любви» и должна была состоять из пяти новелл.  Но в процессе съёмок пятой новеллы произошёл перерасход средств и съёмки были остановлены, а название фильма изменено. В процессе монтажа из фильма была убрана роль Евгения Евстигнеева, который играл во второй новелле замерзающего пьяного актёра.

При выходе  на экраны  х/ф «Любить» был перемонтирован без ведома и согласия автора. Михаил Калик обращался в суд, но проиграл его ( по другой версии суд не состоялся),  а на самого режиссёра было заведено уголовное дело. Впоследствии Михаил Калик, к тому времени эмигрировавший в Израиль,   частично восстановил и доработал фильм, поскольку авторская копия так и не была найдена. 

Новелла первая 

 Оживленная улица. Прохожие спешат по своим делам. Ведущий останавливает их и задает всего один вопрос что значит любить ?

в ролях:

  •  Марианна Вертинская— девушка на вечеринке
  • Игорь КвашаИгорь, гость на вечеринке
  •  Екатерина Васильева подруга Игоря
  •  Андрей Миронов парень на вечеринке
  • Анастасия Вознесенская девушка с глобусом
  •  Валентин Никулин  одинокий гость
  •  Алексей Эйбоженнкопарень на вечеринке

В дождливый день в квартире под магнитофонную запись танцуют и разговаривают молодые люди.  Сюжет описать  довольно сложно, потому что его как такового нет. Это сюжет - наблюдение, продолжительностью не более 15 минут...но какие актеры, друзья мои, какие актеры...! А о чем ? — о любви конечно...

Новелла третья 

в ролях:

  • Светлана Светличнаясеверянка
  • Лев Круглыймосквич
  • Едизавета Никищихина  — дворничиха

по рассказу Ю. Казакова «Осень в дубовых лесах».

 На вокзале прощаются мужчина и женщина.  Эта новелла не о первой любви, а о взрослых взаимоотношениях, со всеми причитающимися — жаждой страсти, ну или «хотя бы» нежности. Радости — свиданья, встречи — расставания...Пересказывать тоже не имеет смысла, потому что главное здесь так же наблюдение. А вот и эпиграф, о котором упоминалось.

довольно таки неспроста акцентируется в фильме брошенная , недопитая бутылка...

Новелла четвёртая 

в ролях:

  • Антонина Лефтий Нуца
  • Георге Швитки  Мирча
  • Михаил Бадикяну Морару

(основана на новелле «Летние степные ночи» из романа И. Друцэ « Бремя нашей доброты») Село где-то в Молдавии. Поздно вечером молодой парень Мирча возвращается домой с сенокоса.  По дороге он встречает девушку Нуцу, которая явно поджидает его. В общем , на природе все случается гораздо проще и естественней , а дальше «а по утру они проснулись». Но в отличии от сюжета песни   « Шумел камыш»  концовка вполне благополучная. И здесь главное — сравнение. Как все происходит у людей «не испорченных цивилизацией».

 И, кстати, вот здесь и в третей новелле и появляется отец Александр Мень, который довольно любопытно для священника рассуждает о любви... как о неразрывном сочетании любви физической и платонической, причем совершенно не грузит богословской терминологией и проблематикой. Я читала его лекции. Честно сказать, толковый, и даже более того —  очень образованный был священник, не в пример нынешним. Неудивительно, что сегодняшний РПЦ-шный бомонд  его недолюбливает. А ведь это подло, если называть вещи своими именами. Человек, собрат ваш, мученическую смерть принял. А вы ...Но это совсем другая история, не про любовь ( имхо)

а тут , пардоньте, чуть не пропустила, а ведь самая любимая из 4х -

Новелла вторая

в ролях:

  • Сергей Гурзо   Сергей
  • Наталия Четверикова  Вера, девушка Сергея
  • Алиса Фрейндлих  Аня
  • Людмила Вагнер  — Вьюга 

по рассказу В. Сапожникова «Первые петухи»

Морозным зимним вечером юноша, мальчик почти еще, прощается с девушкой в парадном   ( в Питере дело происходит)  и в приподнятом настроении идёт по завьюженному Ленинграду. У  «Медного всадника» он воображает Вьюгу в виде девушки и приглашает на танец. Эта новелла и сюжет с вьюгой мне в фильме нравится больше всего.  Калику удивительно точно удалось отобразить восторг первых чувств, ну, вы понимаете... А потом встреча с героиней Фрейндлих и ее рассказ о том как это бывает в жизни без волшебства и прикрас, и в общем , если уже говорить честно, и без любви. Тоже смотреть надо.  Не расскажешь.


А еще, скажу я вам, в фильме совершенно потрясающая музыка Микаэла Таривердиева. Еще до знаменитой «Иронии судьбы». Тремя годами раньше он писал, я бы сказала, более страстно.  У-ди-ви-тель-ный фильм !

У кого нет времени смотреть — послушайте песню. Она очень хорошо передает атмосферу и времени и фильма ...

Вот это, я вам скажу,  искусство ! Вот это кино ! Смотрели ?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened