Жив ли ещё Рокамболь или кому бы нежно поправить бант...

До революции, да и после оной, и с самого начала своего вступления на литературное поприще ( поприще, да, именно так), к Игорю Северянину никто не относился всерьез. А народ, который приходил на литературные вечера, слушая как он буквально выпевал свои поэзы ( манера у него такая была), так и просто падал со смеху (потом правда попривыкли).
Но знаете что любопытно, в воспоминаниях уже нескольких его именитых современников, всегда есть о нем : либо упоминание, либо отсылка к нему, либо пародия , либо критика и разнос его самого или его стихов. Что свидетельствует, как мне кажется, о явном неравнодушии к тому, что этот человек делал и что из себя представлял.

И вот сейчас, спустя 100 лет, он не стерся и не изгладился...Актуальны ли сейчас герои и героини его поэз я не знаю, но то что его стихи и до сих пор не похожи ни на какие другие и продолжают удивлять— это точно.
На этой неделе уже писала о Толстом ( весельчак, балагур и застрельщик). Но вот еще один литературный анекдот, который на самом деле имел место быть. Алексей Николаевич оказывается любил еще и отпускать пикантные (двусмысленные) остроты. А уж Северянин никогда не забывал дать к этому повод.
« Как-то до Октябрьских дней на вечеринке у Федора Сологуба выступил со своими поэзами эгофутурист Игорь Северянин. В этих поэзах он с необыкновенным талантом и с потрясающим отсутствием вкуса (!) — так вспоминал Чуковский, культивировал псевдоаристократический стиль.
Остроумная Надежда Александровна Тэффи ( а кто-нибудь помнит сейчас ее стихи ? — имхо), высмеивая этот салонно-кокотский стиль, написала в «Чукоккалу» ( литературный альбом Чуковского) такую пародию на Игоря Северянина: «И граф сказал кокотессе: — Мерси вас за чай и за булку!» — Нет, — сказал Толстой, — вы не знаете высшего света. И , взяв «Чукоккалу», пропародировал Игоря Северянина так: «Графиня , проснувшись поутру, полезла под кровать за известным предметом. — Графиня, не за то хватаетесь ! — загремел под кроватью голос знаменитого сыщика».
А теперь одно их стихотворений Северянина, которые так часто становились поводом для литературных пародий.
НА ОСТРОВАХ
В ландо моторном, в ландо шикарном
Я проезжаю по Островам,
Пьянея встречным лицом вульгарным
Среди дам просто и - "этих" дам.
Ах, в каждой "фее" искал я фею
Когда-то раньше. Теперь не то.
Но отчего же я огневею,
Когда мелькает вблизи манто?
Как безответно! Как безвопросно!
Как гривуазно! Но всюду - боль!
В аллеях сорно, в куртинах росно,
И в каждом франте жив Рокамболь.
И что тут прелесть? И что тут мерзость?
Бесстыж и скорбен ночной пуант.
Кому бы бросить наглее дерзость?
Кому бы нежно поправить бант?
Май 1911
Честно вам признаюсь, я не могу объяснить почему, но мне это стихотворение почему-то нравится. А как вы считаете прав ли Чуковский , и действительно ли стихи Северянина талантливы, но безвкусны или может быть наоборот — эстетны ( мне кажется Северянин сказал бы именно эстетны) , но при этом бездарны ?
_______________
* Рокамболь — в некоторых азартных играх - часть выигрыша, служащая ставкой для следующей партии (карт.).
** Ландо — то же самое что и кабриолет ( почти)
January 31 2020, 18:36:12 UTC
BestСеверянин же создал свой стиль — яркий, вычурный, эпатажный…
Индивидуальный стиль сам по себе ещё не показатель шедевральности.
Платонов оригинален, но это оригинальное, кропотливо сложенное косноязычие. Любая страница из Платонова — иллюстрация к тому, как надо писать, чтобы получилось нечитаемо.
Стиль Северянина тоже может понравиться не всем. Красивости и звучности в избытке кажутся иногда нелепостью. Впрочем, у него есть и стихи без красивостей — одно «мясо наелось мяса» чего стоит!
Что же касается приведённой пародии, то это, на мой взгляд, не пародия, а просто шутка. Пародия — это попытка в утрированном виде воссоздать авторский стиль. Пародировать можно только узнаваемое, индивидуальное. Популярный вид пародии — представить, как несколько разных авторов написали бы на одну и ту же тему. Например, про Красную Шапочку.
Тёмноёлочной рощею,
Раззелёненной хвоею,
С сумкой чистого морфию,
Материнскою волею
В дом залесомтемнеющий
Ты идёшь осирененно
В шапке макоалеющей
Кружевами распененной
Похоже?
А вот, для сравнения, другой поэт Серебряного века:
Сказала мама: «Волк опасен,
Отнять он может пирожки!»
А мой китайский зонтик красен,
И шапочка, и башмачки!
Как по канату, через рощу
Спешила к бабушке домой,
Но волк мою не тронул ношу,
Лишь посмеялся надо мной!
Думаю, «автора» Вы легко угадаете, тем более, что в пародию вплетена оригинальная строчка. )
P.S. А вот ещё забавная пародия на Гумилёва (жаль, что не моя ) :https://na-slabo.livejournal.com/83741.html