na_vstrechku

Category:

Жив ли ещё Рокамболь или кому бы нежно поправить бант...

женские образы в живописи Светланы Валуевой
женские образы в живописи Светланы Валуевой

До революции, да и после оной, и с самого начала своего вступления на литературное поприще ( поприще, да, именно так), к Игорю Северянину никто не относился всерьез. А народ, который приходил на литературные вечера, слушая как он буквально выпевал свои поэзы ( манера у него такая была), так и просто падал со смеху (потом правда попривыкли).

Но знаете  что любопытно, в воспоминаниях уже нескольких его именитых современников, всегда есть о нем : либо упоминание, либо отсылка к нему, либо пародия , либо критика и разнос его самого или его стихов. Что свидетельствует, как мне кажется,  о явном неравнодушии к тому, что этот человек делал и что из себя представлял.

Игорь Северянин
Игорь Северянин

И вот сейчас, спустя 100 лет, он не стерся и не изгладился...Актуальны ли сейчас герои и героини его поэз я не знаю, но то что его стихи и до сих пор  не похожи ни на какие другие и продолжают удивлять— это точно.

На этой неделе уже писала о Толстом ( весельчак, балагур и застрельщик). Но вот еще один литературный анекдот, который на самом деле имел место быть. Алексей Николаевич оказывается любил еще и отпускать пикантные (двусмысленные) остроты.  А уж Северянин  никогда не забывал дать к этому повод.

« Как-то до Октябрьских дней на вечеринке у Федора Сологуба выступил со своими поэзами эгофутурист  Игорь Северянин. В этих поэзах он с необыкновенным талантом и с потрясающим отсутствием вкуса (!) — так вспоминал Чуковский, культивировал псевдоаристократический стиль.

Остроумная Надежда Александровна Тэффи ( а кто-нибудь помнит сейчас ее стихи ? — имхо), высмеивая этот салонно-кокотский стиль, написала в «Чукоккалу» ( литературный альбом Чуковского) такую пародию на Игоря Северянина: «И граф сказал кокотессе: — Мерси вас за чай и за булку!»  — Нет, — сказал Толстой, — вы не знаете высшего света. И , взяв «Чукоккалу», пропародировал Игоря Северянина так:  «Графиня , проснувшись поутру, полезла под кровать за известным предметом. — Графиня, не за то хватаетесь ! — загремел под кроватью голос знаменитого сыщика».

А теперь одно их стихотворений Северянина, которые так часто становились поводом для литературных пародий.


НА ОСТРОВАХ 

В ландо моторном, в ландо шикарном
Я проезжаю по Островам,
Пьянея встречным лицом вульгарным
Среди дам просто и - "этих" дам.

Ах, в каждой "фее" искал я фею
Когда-то раньше. Теперь не то.
Но отчего же я огневею,
Когда мелькает вблизи манто?

Как безответно! Как безвопросно!
Как гривуазно! Но всюду - боль!
В аллеях сорно, в куртинах росно,
И в каждом франте жив Рокамболь.

И что тут прелесть? И что тут мерзость?
Бесстыж и скорбен ночной пуант.
Кому бы бросить наглее дерзость?
Кому бы нежно поправить бант?

Май 1911

Честно вам признаюсь, я не могу объяснить почему, но мне это стихотворение почему-то нравится. А как вы считаете прав ли Чуковский , и действительно ли стихи Северянина талантливы, но безвкусны или  может быть наоборот — эстетны ( мне кажется Северянин сказал бы именно эстетны) , но при этом бездарны ?  

_______________

* Рокамболь — в некоторых азартных играх - часть выигрыша, служащая ставкой для следующей партии (карт.).

** Ландо —  то же самое что и кабриолет ( почти)


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Талантлив или графоманист Северянин? Если считать признаком таланта оригинальность стиля — да, талант. Графоман не может создать ничего яркого и подлинно оригинального, он всегда вторичен.
Северянин же создал свой стиль — яркий, вычурный, эпатажный…
Индивидуальный стиль сам по себе ещё не показатель шедевральности.
Платонов оригинален, но это оригинальное, кропотливо сложенное косноязычие. Любая страница из Платонова — иллюстрация к тому, как надо писать, чтобы получилось нечитаемо.
Стиль Северянина тоже может понравиться не всем. Красивости и звучности в избытке кажутся иногда нелепостью. Впрочем, у него есть и стихи без красивостей — одно «мясо наелось мяса» чего стоит!
Что же касается приведённой пародии, то это, на мой взгляд, не пародия, а просто шутка. Пародия — это попытка в утрированном виде воссоздать авторский стиль. Пародировать можно только узнаваемое, индивидуальное. Популярный вид пародии — представить, как несколько разных авторов написали бы на одну и ту же тему. Например, про Красную Шапочку.

Тёмноёлочной рощею,
Раззелёненной хвоею,
С сумкой чистого морфию,
Материнскою волею
В дом залесомтемнеющий
Ты идёшь осирененно
В шапке макоалеющей
Кружевами распененной

Похоже?

А вот, для сравнения, другой поэт Серебряного века:

Сказала мама: «Волк опасен,
Отнять он может пирожки!»
А мой китайский зонтик красен,
И шапочка, и башмачки!

Как по канату, через рощу
Спешила к бабушке домой,
Но волк мою не тронул ношу,
Лишь посмеялся надо мной!

Думаю, «автора» Вы легко угадаете, тем более, что в пародию вплетена оригинальная строчка. )

P.S. А вот ещё забавная пародия на Гумилёва (жаль, что не моя ) :https://na-slabo.livejournal.com/83741.html