na_vstrechku

Category:

Лучшие экранизации: "Поздняя любовь"...

кадр из х/ф "Поздняя любовь" по одноименной пьесе Островского А.Н.
кадр из х/ф "Поздняя любовь" по одноименной пьесе Островского А.Н.

Бывают вещи, о которых казалось бы и знаешь , но в памяти они почему-то  не задерживаются. И встречаясь с ними снова и снова, каждый раз по-новому  открываешь их для себя.  Так и я, решив рассказать в эти выходные об экранизации пьесы Островского «Поздняя любовь», и заглянув в википедию, была прямо таки несказанно удивлена, увидев в длииином списке экранизаций до боли знакомые названия. А казалось бы, чего удивляться — знала ведь.

Чем экранизации отличаются от художественного фильма, думаю понятно. Они снимается не по сценарию, созданному «творческим содружеством», как это обычно в наше время бывает, а по пьесе того или иного известного автора. 

И основная сложность при экранизации заключается в том, что режиссер не может вносить изменения ( кардинальные изменения), что-то дописывать или изменять в первоисточнике. Сократить, да, сплошь и рядом. Никакого бюджета не хватит, чтобы снимать все без сокращений. Но даже и сокращенные авторские варианты при экранизации влетают в копеечку и это еще мягко сказано. Яркий пример «Война и мир» Сергея Бондарчука.

А вторая сложность заключается в том, чтобы увлечь зрителя, раскрыв основной замысел автора так, чтобы на экране это не выглядело «плоско» ( пардон, за тавтологию). Ведь, зачастую сюжетное действие большинства  пьес происходит в одном и том же помещении, доме, комнате, тогда как в фильме художественном «зрелищные» возможности ограничены только фантазией и бюджетом автора.

Поэтому, на мой взгляд конечно же,  при экранизации так и важно сочетание как режиссерской и операторской работы, так и мастерства актерской игры. Туда же и кастинг. Если режиссер видит в роли  того или иного персонажа строго определенного актера, руководствуясь, например, только тем, что с ним легко и удобно работать, то зритель может режиссерский взгляд и не разделить. И тогда все труды насмарку, а фильм на полку.

Экранизации фильмы не коммерческие, потому что сюжет давно известен, особенно если и произведение известно. Экранизация не для массового зрителя. Экранизация —  это и повторение и интерпретация...и повод пересмотреть и перечитать.

Сегодня я предлагаю вам к просмотру двухсерийную экранизацию по пьесе Островского А.Н. «Поздняя любовь»

А. Н. Островский
А. Н. Островский

Александр Николаевич Острóвский (31 марта 1823 — 2 июня 1886)— русский  драматург , творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.

самые известные экранизации по пьесам Островского:

«Женитьба Бальзаминова»советский художественный фильм 1964 года, снятый по мотивам трилогии А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова ( За чем пойдешь, то и найдешь)» . В ролях: Георгий Вицин, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова , Ролан Быков и др. актеры.

«Красавец мужчина» — комедия в четырёх действиях. Написана в конце 1882 года. Советский художественный фильм с одноименным названием 1978 года. В ролях: Олег Табаков, Марина Неелова, Людмила Гурченко, Михаил Козаков и др. актеры.

«Жестокий романс» — советский мелодраматический фильм режиссёра Эльдара Рязанова , снятый в 1984 году  по мотивам пьесы «Бесприданница» (1878), третья советская экранизация этого произведения. В ролях: Лариса Гузеева, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алиса Фрейндлих и др. актеры. 

«Поздняя любовь»

«сцены из жизни захолустья в четырёх действиях»

режиссер: Пчёлкин Леонид Аристархович

по пьесе А.Н. Островского ( 1873 года)

 Bпервые поставленная на сцене Малого театра, в 1983 году на "Мосфильме" снят одноимённый фильм.

Действующие лица:

Герасим Порфирьич Маргаритов, адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности. — Иннокентий Смоктуновский

Людмила, его дочь, скромная, немолодая девушка. — Анна Каменкова

Николай Андреич Шаблов, старший сын Фелицаты Антоновны. — Родион Нахапетов

Дормедонт, младший сын Фелицаты Антоновны, писарь у Маргаритова. — Валерий Шальных

Фелицата Антоновна Шаблова, хозяйка небольшого дома. — Евгения Ханаева

Варвара Харитоновна Лебедкина, вдова. — Елена Проклова

В одном из маленьком домиков на окраине города снимают комнаты разорившийся адвокат Маргаритов с дочерью Людмилой, разорился Маргаритов по причине своей доверчивости ( у него украли документ) и завидной честности, а так как за сомнительные и грязные дела он не берется, то и живут они в бедности...

Выйти замуж без приданого в те времена для образованной девушки было практически невозможно, вот и заботится дочь об отце, только мечтая о любви...Но в доме есть молодой и красивый сын хозяйки, Николай, правда игрок и картежник, мот...В очередной раз проигравшись на бильярде, он посылает к матери за деньгами — денег нет. Людмила предлагает Фелицате Антоновне свои с отцом деньги в счет погашения долга...

Вернувшемуся на утро сыну, мать говорит — изверг, ты должен в дом нести, а ты последнюю деньгу забираешь... — Что же с того, маменька, коли я должен был, так надо отдавать... В общем , сын не заморочивается откуда деньги берутся...

А Людмилочка ( так называет ее отец) так влюблена, что и не говорит, что это она денег дала, любуется ...

Но когда она ненароком выражает свое беспокойство за Николая, тот приходит в раздражение, принимая слова Людмилочки за нотацию...тут она и открывает, что деньги в счет долга дала она...

А младший сын Дормидонт сам влюблен в Людмилочку, примечателен диалог матери с сыном: 

- Не из таких-то ты  мужчин, Дормидонт, которых женщины любят... Одна женщина тебя любить может ...
- Какая же ?
- Мать

А Николаю стало любопытно с чего вдруг такое участие в его судьбе, они разговаривают...

И Людмила признается ему в любви, честно и откровенно  ( прямо вторая Ларина)... 

Надо думать, что Николай в ужасе...Он говорит Людмиле, что его совесть чиста, он не подавал ей повода, но она напоминает ему, что с месяц тому  назад он сказал ей — что она чудо как хороша, и что он был бы счастлив, если бы его полюбила такая девушка, как она... Николай говорит, что это были просто слова...Людмила отвечает ему — какое сердце надо иметь, чтобы так шутить...

А тем временем  стряпчий Маргаритов встречает богатого купца Онуфрия Потапыча Дороднова, купца средних лет ( Вячеслав Невинный). И тот поручает ему вести свои судебные дела, а также просит получить деньги по заемному письму, полагая дело пропащим, так как должник женщина ( бабенка — словами Невинного)

Это Варвара Харитоновна Лебедкина, позже таких женщин стали называть «знойная женщина, мечта поэта»...

Маргаритов является к ней и требует заплатить по векселю, но Лебедкина недоумевает...как же так...отдавать свои деньги...возможно ли....но Маргаритов непреклонен...2 дня, вексель просрочен...

Забавно, что Лебедкина тут же посылает за Фелицатой Антоновной погадать на карточках, платить или нет...по картам выходит платить...но ей хочется избежать этого и вместе с Фелицатой они задумывают выкрасть заемное письмо...

А Людмила тем временем узнает , что Николая на днях сажают   в долговую яму ...она пытается узнать кому Николай должен, сколько и как так вышло...

А тут заявляется Варвара Харитоновна, оказывается Николай был влюблен в нее, но она его отвергла...Варвара обещает Николаю свои любов и преданность в обмен на заемное письмо...но не секундой раньше...

Они едут в Стрельню, где Варвара пытается возродить в сердце Николая надежду  на взаимность...

Но Николай, оказывается не такой уже и пропащий, он сомневается в словах Варвары, в решающий момент его взгляд останавливается на Людмиле, которая показывается в окне...

и он не дает Варваре определенного ответа... ( вот так-то девушки и сидели у окон, раньше-то куда еще смотреть...)

А мать Николая, Фелицата Антоновна, словно злой коршун, набрасывается на сына — что мне до твоей чести, когда надобно что-то и есть...коли просит тебя Варвара, так ты ей удружи...я бы ради нее, — говорит, -убила, попроси она ( прости Господи, крестится)

Николай сомневается и мечется, Варвара-то помимо надежды пообещала ему половину суммы долга  за письмо, с этой суммой и ямы и позора избежать можно...и новую жизнь начать ( Николай, как и Маргаритов, адвокат)

Но тут опять Варвара ...Николай отдает ей письмо, которое ему передала сама Людмила..и Варвара тут же сжигает его...

И вот пришел день возврата долга, стряпчий считает документы — заемного письма Лебедкиной нет...

Отец еще и не подозревает, что его репутация висит на волоске...письма у Людмилы нет... 

в решающий момент, все может решить выстрел....но кто в кого стрелять будет , и будет ли... чем дело кончится — надо смотреть !

Кто не видел этого фильма, обязательно посмотрите...получите удовольствие ! А тех , кто смотрел, прошу поделиться своими впечатлениями об игре артистов. Какой персонаж вам больше понравился — Фелицата ( Ханаевой) или Лебедкина ( Прокловой)...а может быть Людмила ( Анны Каменковой)...


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened