Category:

Юноша бледный со взором горящим...

Александр Блок
Александр Блок

Существует несколько версий, объясняющих почему последний дворянский поэт ( а Блок происходил из старой, богатой традициями дворянской семьи)  принял революцию... примкнул, влился в  незнакомый ему новый мир,  оставив позади и разрушенное революционными массами Шахматово ( колыбель его детства)  и друзей, которых он прежде так искренно любил.

А.Блок 1921 год
А.Блок 1921 год

По сей день нет единственного,  понятного объяснения этому феномену, хотя многие считают таким ответом его поэму «Двенадцать».  Конечно, поэт в большей степени открывает  себя  стихами, они  ключ к его  Я. Но в случае с Александром Блоком не  так-то все и просто...

Как, к примеру, можно вместить в единый неделимый образ «Двенадцать» и цикл стихов к «Прекрасной Даме». Да, никак их совместить нельзя. Тем-то и интересны свидетельства современников, друзей, собратьев  по перу, которые  рассказывают нам о поэте-человеке, каким он был...что делал и что говорил, это многое проясняет...

  Версию, предлагаемую в  школьном курсе, «понял, как не понять, вдохновился, принял, примкнул» я рассматривать не буду, она как раз почти целиком базируется на поэме «Двенадцать». Хотя и эта версия не совсем уже и  безосновательна.

Я не буду открывать Америку,   написано немало диссертаций, статей на эту тему. Мне хочется рассказать о том, что  поразило лично меня, может быть это покажется интересным и вам. А в основе моего рассказа будут воспоминания ( З. Н.Гиппиус, В. Ф. Ходасевича, К. И. Чуковского)

Итак, начать с того, что «юноша бледный со взором горящим» строки , как нельзя более подходящие  именно к Блоку. Строки эти принадлежат Валерию Яковлевичу Брюсову:

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.

И хотя, сам Блок в молодые годы был поклонником Владимира Соловьева, он не мог их не знать. Брюсов в те времена был своего рода законодателем стихосложения,  его литературные вечера и прочее... его знали все ( о Брюсове я  ранее писала ). Конечно, знал и Блок, и вряд ли не примерял эти строки к себе.

Он и жил грядущим, ожидал это грядущее, вдохновлялся   образом  этого грядущего. Вот только вряд ли его представление об этом грядущем совпадало  с действительностью. Можно долго и на многое закрывать глаза, надеяться, что все войдет в свое русло ( какое ?), пребывая как бы в неведении, но рано или поздно  локомотив под названием жизнь разметает все эти иллюзии в клочья.  

А многие, в том числе и Блок, как слепые кутята  именно на пути этого локомотива и оказались. Жизнь, ведь, штука грубая и совсем не поэтическая. Но вот ведь, внушили сами себе... И это первая причина, общая для всех, кто обманул сам себя.

Причина же вторая была заключена исключительно в нем самом, в его характере. Было в нем одно качество, которое очень метко назвала артистка Веригина: « У Блока совершенно отсутствовала манера золотить пилюлю». И вот это-то его качество, признаюсь,  и стало для меня настоящим откровением, если не сказать шоком.

Пример. — Леонид Андреев, который был просто сумасшедшим от стихов Блока, любил его невероятно, не раз бился в экзальтации, читая его стихи ( уж такие они поэты-писатели), как- то подошел к Блоку после премьеры своей пьесы. 

Начал, как почитатель, с искренних признаний и восхвалений и уже только после  спросил — Ну, как вам моя пьеса ?... — Не нравится, — ответил Блок, а потом, немного помолчав, добавил  — Очень не нравится... Андреева, конечно, чуть удар не хватил...пошел напился ( поэты были знатными поклонниками Бахуса). Но самого Блока такая реакция нисколько не тронула.

Когда его двоюродный брат, можно сказать, первооткрыватель его таланта, писатель Сергей Соловьев,  которого Блок  в письмах называл « Милый Сережа...»,  издал свою первую книгу  стихов «Цветы и ладан»; то  именно Блок в журнальной статье не преминул написать, что «милый Сережа» никакой не поэт, а «бойкий бездушный ремесленник, пустой, забубённый рифмач». Подставил плечо называется...друг детства...

Почти такая же история повторилась и с его другом Чулковым, с которым они были не разлей вода. В критической статье по поводу выхода пьесы «Тайга» Чулкова он без обиняков объявил, что пьеса «холодная, дрянная, отвлеченная и путаная». То же было и с Андреем Белым и со многими другими его сотоварищами.

А объяснением такой безапеляционной правды в глаза слова самого поэта:«Система откровенного высказывания ( даже беспощадного), — писал он в одном письме, — единственно возможная, иначе отношения путаются невероятно»

И еще: «Только правда, — как бы она ни была тяжела, легка, — «легкое бремя», — писал он уже в дневнике, — Правду, исчезнувшую из русской жизни, возвращать — наше дело»  Блок вообще многих людей считал чернью, в том смысле, что мещане — лицемеры, стоячее болото...Мещан, обывателей он ненавидел. Никого не напоминает ?

И еще, не кажется ли  вам, что такая установка, то что называется не взирая на лица, долой милосердие, долой снисхождение —  и есть те рельсы, по которым Блок вкатился в революцию. Другой вопрос, что установка эта была далеко не истиной, но заблуждения это уже отдельная тема.

А у вас я хочу спросить следующее:

А как вы относитесь к правде, говорите прямо в глаза, как Блок ?

Или все-таки подслащиваете пилюлю, если уж обойти никак нельзя ?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Оооо, как я обожала Блока в мои романтические годы!! Обязательно читала его на ночь.
Даже глаза его холодные в то время нравились. Еще не нужно было душевного тепла, а нужен был сверхчеловек для обожания.