Юноша бледный со взором горящим...

Существует несколько версий, объясняющих почему последний дворянский поэт ( а Блок происходил из старой, богатой традициями дворянской семьи) принял революцию... примкнул, влился в незнакомый ему новый мир, оставив позади и разрушенное революционными массами Шахматово ( колыбель его детства) и друзей, которых он прежде так искренно любил.

По сей день нет единственного, понятного объяснения этому феномену, хотя многие считают таким ответом его поэму «Двенадцать». Конечно, поэт в большей степени открывает себя стихами, они ключ к его Я. Но в случае с Александром Блоком не так-то все и просто...
Как, к примеру, можно вместить в единый неделимый образ «Двенадцать» и цикл стихов к «Прекрасной Даме». Да, никак их совместить нельзя. Тем-то и интересны свидетельства современников, друзей, собратьев по перу, которые рассказывают нам о поэте-человеке, каким он был...что делал и что говорил, это многое проясняет...
Версию, предлагаемую в школьном курсе, «понял, как не понять, вдохновился, принял, примкнул» я рассматривать не буду, она как раз почти целиком базируется на поэме «Двенадцать». Хотя и эта версия не совсем уже и безосновательна.
Я не буду открывать Америку, написано немало диссертаций, статей на эту тему. Мне хочется рассказать о том, что поразило лично меня, может быть это покажется интересным и вам. А в основе моего рассказа будут воспоминания ( З. Н.Гиппиус, В. Ф. Ходасевича, К. И. Чуковского)
Итак, начать с того, что «юноша бледный со взором горящим» строки , как нельзя более подходящие именно к Блоку. Строки эти принадлежат Валерию Яковлевичу Брюсову:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее - область поэта.
И хотя, сам Блок в молодые годы был поклонником Владимира Соловьева, он не мог их не знать. Брюсов в те времена был своего рода законодателем стихосложения, его литературные вечера и прочее... его знали все ( о Брюсове я ранее писала ). Конечно, знал и Блок, и вряд ли не примерял эти строки к себе.
Он и жил грядущим, ожидал это грядущее, вдохновлялся образом этого грядущего. Вот только вряд ли его представление об этом грядущем совпадало с действительностью. Можно долго и на многое закрывать глаза, надеяться, что все войдет в свое русло ( какое ?), пребывая как бы в неведении, но рано или поздно локомотив под названием жизнь разметает все эти иллюзии в клочья.
А многие, в том числе и Блок, как слепые кутята именно на пути этого локомотива и оказались. Жизнь, ведь, штука грубая и совсем не поэтическая. Но вот ведь, внушили сами себе... И это первая причина, общая для всех, кто обманул сам себя.
Причина же вторая была заключена исключительно в нем самом, в его характере. Было в нем одно качество, которое очень метко назвала артистка Веригина: « У Блока совершенно отсутствовала манера золотить пилюлю». И вот это-то его качество, признаюсь, и стало для меня настоящим откровением, если не сказать шоком.
Пример. — Леонид Андреев, который был просто сумасшедшим от стихов Блока, любил его невероятно, не раз бился в экзальтации, читая его стихи ( уж такие они поэты-писатели), как- то подошел к Блоку после премьеры своей пьесы.
Начал, как почитатель, с искренних признаний и восхвалений и уже только после спросил — Ну, как вам моя пьеса ?... — Не нравится, — ответил Блок, а потом, немного помолчав, добавил — Очень не нравится... Андреева, конечно, чуть удар не хватил...пошел напился ( поэты были знатными поклонниками Бахуса). Но самого Блока такая реакция нисколько не тронула.
Когда его двоюродный брат, можно сказать, первооткрыватель его таланта, писатель Сергей Соловьев, которого Блок в письмах называл « Милый Сережа...», издал свою первую книгу стихов «Цветы и ладан»; то именно Блок в журнальной статье не преминул написать, что «милый Сережа» никакой не поэт, а «бойкий бездушный ремесленник, пустой, забубённый рифмач». Подставил плечо называется...друг детства...
Почти такая же история повторилась и с его другом Чулковым, с которым они были не разлей вода. В критической статье по поводу выхода пьесы «Тайга» Чулкова он без обиняков объявил, что пьеса «холодная, дрянная, отвлеченная и путаная». То же было и с Андреем Белым и со многими другими его сотоварищами.
А объяснением такой безапеляционной правды в глаза слова самого поэта:«Система откровенного высказывания ( даже беспощадного), — писал он в одном письме, — единственно возможная, иначе отношения путаются невероятно»
И еще: «Только правда, — как бы она ни была тяжела, легка, — «легкое бремя», — писал он уже в дневнике, — Правду, исчезнувшую из русской жизни, возвращать — наше дело» Блок вообще многих людей считал чернью, в том смысле, что мещане — лицемеры, стоячее болото...Мещан, обывателей он ненавидел. Никого не напоминает ?
И еще, не кажется ли вам, что такая установка, то что называется не взирая на лица, долой милосердие, долой снисхождение — и есть те рельсы, по которым Блок вкатился в революцию. Другой вопрос, что установка эта была далеко не истиной, но заблуждения это уже отдельная тема.
А у вас я хочу спросить следующее:
А как вы относитесь к правде, говорите прямо в глаза, как Блок ?
Или все-таки подслащиваете пилюлю, если уж обойти никак нельзя ?
November 14 2019, 06:13:30 UTC
BestДаже глаза его холодные в то время нравились. Еще не нужно было душевного тепла, а нужен был сверхчеловек для обожания.