Category:

Куприн и Гиляровский - близнецы-братья...

Нет, «Гиляровский» не кличка собаки, как можно было бы подумать, глядя на фотографию. Хотя собака, конечно, похожа на своего хозяина, такая же большая и лобастая, с умным внимательным взглядом из под густых бровей)

Гиляровский (о нем я уже писала) был современником Куприна , они были знакомы, имели много общего  и их часто  сравнивали. Начать с того, что оба они были большими жизнелюбами, энергия которых переливалась через край,  у Гиляровского так и вовсе бурлила как  в жерле вулкана. 

Оба начинали в газете. Только Куприн стал  известным  писателем- беллетристом, а Гиляровский остался  репортером, хотя и очень известным.  Оба были отменными силачами , по воспоминаниям современников в пору  расцвета у Куприна была бычья шея, грудь и спину он имел как у грузчика, а   старинное тяжелое кресло он с легкостью поднимал за переднюю ножку.

Оба легко сходились с людьми, только Куприну для проработки образов  было необходимое более полное погружение. Он мог днями зависать в таборе у цыган или в доме терпимости, нацепив каску бежать вместе с пожарниками  тушить  пожар, идти с рыбаками в море,  работать в типографии наборщиком, просто ходить  целый день за каким-нибудь интересным человеком, пытаясь понять кто он и чем живет.

Один раз, заподозрив в осанистом помещике известного шулера, он больше 6ти часов не вставал со стула, наблюдая за ним в одном из картежных притонов. А другой раз, целый день мог кружить по городу,«рыская из улицы в улицу», чтобы успеть «побывать и на митинге работников прилавка, и на съезде каких-то сектантов — ... скопцов или баптистов, — и в психиатрической лечебнице..., чтобы потолковать  с глазу на глаз с каким-то необыкновенно интересным лунатиком»*

Страсть Куприна к разного рода проделкам была неистощима. Однажды,  на квартире одного из писателей он устроил «спиритический сеанс», где  брался вызвать дух любого покойника, начиная от Екатерины Второй до Тургенева. При этом он умудрился обставить все дело так ловко, что одна из молодых поэтесс по окончании громко воскликнула, что  уверовала в бессмертие душ. Хотя на самом деле, не одним артистизмом...,конечно же был и сообщник, который  говорил разными голосами и слегка постукивал по полу ножкой стола.

Известен также случай, когда к писателю, а дело было в Одессе, подошел репортер, пытаясь взять у него интервью. Но на вопрос —  Где и когда я смогу вас проинтервьюировать ? — Александр Иванович предложил  газетчику    заглянуть ввечеру  в Центральные бани...  И что же вы думаете...- это был не розыгрыш. Они действительно встретились в банях и хлестали друг друга вениками, пока один задавал, а другой отвечал на вопросы... 

А еще, Куприн обладал поистине звериным обонянием. В его рассказах постоянно встречаются  описания  запахов: «лавки торгового ряда пахнут кумачом, керосином и крысами; морская вода во время прибоя — резедой; свежие девушки — арбузом и парным молоком...»* Соперничать с ним мог только Иван Алексеевич Бунин. Встречаясь где-нибудь, они могла часами  увлеченно обсуждать чем пахнет в костеле после заутрени, чем пахнет цирковая арена и и так далее и так далее...**

Таким он был.  Автор «Поединка», «Гранатового браслета», «Олеси», «Гамбринуса» ... По его произведениям снято много экранизаций, удачных и не очень, но мы все так или иначе, выросли на них. Лично мне больше всего запомнился «Гранатовый браслет» с Шенгелая. А какие  экранизации по Куприну запомнились вам ?

_____________________________________________

** — для написания этого поста были использованы  записи  Корнея Ивановича Чуковского ( «Куприн»); прямые заимствования заключены в кавычки(*)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened