Categories:

"Большие надежды" или как мы учим детей врать...

фрагмент картины Решетникова Ф.П. "Опять двойка!
фрагмент картины Решетникова Ф.П. "Опять двойка!

«Большие надежды» - это не об ожиданиях в отношении наших детей, которые конечно же самые лучшие...для нас. В моем сегодняшнем рассказе «Большие надежды»  — это название романа Диккенса.  И, если уже можно так сказать, главный «фигурант» повествования )

Я не детский психолог,  и потому не буду теоретизировать,  перефразируя советы признанных в данной области  авторитетов ,  пересказывать истории  других людей, родителей своих детей и детей своих родителей  тоже не буду)  — У меня есть своя история.  

Было это классе в шестом, кажется. После физкультуры  был назначен  классный час, но так уже случилось, что меня на нем не было. И не то, чтобы я заранее решила его прогулять, у меня и причины-то не было...все получилось как-то само собой.

От физры   у меня было освобождение, и поскольку я жила в пяти минутах от школы, то  пошла домой  обедать. Дома никого не было, и пока я наслаждаясь свободой трапезничала, то  волею-неволею  стала слушала то, что говорили по радио.

«Вороне как-то Бог послал кусочек сыра...», а мне в тот день, так уж совпало, Бог послал радиоспектакль по роману Дикккенса «Большие надежды». Я не знаю, есть ли сейчас такие радиопередачи, наверное нет, дети ведь не слушают радио , да и радиоточки  в квартирах мало у кого остались.

Тогда же, во  времена моего детства,  были и пластинки и радиопередачи, где самые известные актеры того времени : Леонов, Евстигнеев, Авангард Леонтьев и многие другие — читали произведения известных писателей, для детства и юношества, так сказать, что-то вроде современных аудиокниг это было.

И вот так я слушала- слушала, да и заслушалась... и так увлеклась, что пропустила время, когда надо было выходить из дома. В результате, на классный час я так и  не пошла,  подумала что лучше дослушать,  чем заявляться посредине урока. Уж больно интересно было, чем там у Диккенса дело кончится. 

А на следующий день, классная подошла ко мне, и взыскуя к моей совести ( она так и говорила — взыскую)), спросила почему меня не было.  А потом  внимательно посмотрела  мне в глаза и прибавила — Только честно...

Ее метода сработала,  и я честно начала ей рассказывать: и про освобождение от физры, и про обед, и про то, что спектакль был  интересный, — в общем, все как и было на самом деле — правду то есть.

Ее реакции я не ожидала. Она еще раз внимательно на меня посмотрела и уничижающе произнесла  —  Зачем же так нагло врать, Марина ?  Так,  давай все сначала, только теперь уже правду...

Помявшись, я стала что-то лепетать ей о том, что застряла в лифте. Лифты раньше ломались довольно часто, и эта версия показалась ей, судя по-всему,  правдоподобнее. На ее лице появилось удовлетворенно-торжествующее выражение, и она отошла от меня. Правдоподобнее чем правда, ей показалось.

Очень хорошо помню, что именно после это случая очень четко осознала для себя,  что  правда-то, в принципе, никому и не нужна. И уже с тех пор почти беззастенчиво стала врать по каждому такому поводу... А ведь любила правду и до сих пор люблю. И не потому только, что нас так учили,  — а  потому что когда врешь, на душе неприятный осадок остается, поэтому...

 А с вами случалось нечто подобное..? Или вы всегда говорите правду, правду и ничего кроме правды ?


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened