
Гиляровский не был писателем в прямом смысле этого слова. Он был репортером, и сам себя так называл. Друг его юности писатель Антон Чехов шутя называл его царьком московских репортеров, современники — королем репортажа.
Репортер — все это так. Но не все знают, что сразу после своего побега из отцовского дома, он был бурлаком-лямочником на Волге, это в 18 лет. После случайной встречи с отцом поступил в юнкерское училище. А по исключении из юнкеров, как сейчас сказали бы «за поведение», бродяжничал, был цирковым артистом, табунщиком лошадей, пожарным, артистом драматического театра, принимал участие в военных действиях. — И все это до того, как он прочно осел в Москве и с головой окунулся в газетный мир.
И вот — репортер. Говорили, что не было ни одного события, о котором бы он не знал заранее. Он первым появлялся на месте происшествия. Знал всех и вся и со всеми был дружен.
Можно много рассказывать о жизни этого удивительного и жизнелюбивого человека. Потому что жизнь его, как и он сам, была много интереснее его литературных трудов, в том числе и на газетном поприще, подарившем ему его истинное призвание. Но сейчас не об этом.
Есть пара моментов, на которых жизнеописатели почему-то никогда не акцентируют внимание. Начать с того, что Репин не изображал его на своей картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Ни один из персонажей этой картины не является портретным двойником Гиляровского, хотя утверждение обратного часто встречается в статьях о нем, в т.ч. и в интернете.
По всей вероятности, такое мнение укрепилось по той простой причине, что и сам Владимир Гиляровский был по темпераменту схож с героями картины, и дед его по материнской линии был самым что ни на есть настоящим запорожцем, из той самой Сечи. Кому же как не ему быть изображенным на этой картине ? — Вот, и писали, ...и пишут.
И еще одно, то что лично мне мешает назвать Гиляровского любимым писателем. — Он был оппортунистом. Смешно звучит. И слово-то какое. — Но тут уж как ни крути, но так оно и есть.
Практически всю свою жизнь прожив в царской России, он имел множество друзей в различных социальных слоях общества, пользовался авторитетом и уважением, говорят что даже и не имел врагов. На момент революции, в 1917-м ему было 64 года.
И тем не менее, он не только с легкостью переступил через рубеж, который многих его друзей и современников просто уничтожил. Но и легко, и даже с пользою для себя, сдружился с уже новой властью, воспринял другие «ценности». Перековался, как писали в советский период. Никаких сомнений и противоречий. Никаких принципов мешающих «ре-интеграции». Поразительная пластичность и приспособляемость. Это и называется оппортунизм.
Кто-то скажет, — что же, писал о босяках, сам из простых, — вот, и принял. Однако, и это не так - он был не из босяков. Его отец имел семинарское образование и служил помощником управляющего в лесном имении, и еще — босяков с улицы не принимали в юнкерские училища.
Так что, для меня Гиляровский — человек двойственный. И отношение к нему такое же — неоднозначное.
А как вы относитесь к этому писателю. Что думаете ?
По всей вероятности, такое мнение укрепилось по той простой причине, что и сам Владимир Гиляровский был по темпераменту схож с героями картины, и дед его по материнской линии был самым что ни на есть настоящим запорожцем, из той самой Сечи. Кому же как не ему быть изображенным на этой картине ? — Вот, и писали, ...и пишут.
И еще одно, то что лично мне мешает назвать Гиляровского любимым писателем. — Он был оппортунистом. Смешно звучит. И слово-то какое. — Но тут уж как ни крути, но так оно и есть.
Практически всю свою жизнь прожив в царской России, он имел множество друзей в различных социальных слоях общества, пользовался авторитетом и уважением, говорят что даже и не имел врагов. На момент революции, в 1917-м ему было 64 года.
И тем не менее, он не только с легкостью переступил через рубеж, который многих его друзей и современников просто уничтожил. Но и легко, и даже с пользою для себя, сдружился с уже новой властью, воспринял другие «ценности». Перековался, как писали в советский период. Никаких сомнений и противоречий. Никаких принципов мешающих «ре-интеграции». Поразительная пластичность и приспособляемость. Это и называется оппортунизм.
Кто-то скажет, — что же, писал о босяках, сам из простых, — вот, и принял. Однако, и это не так - он был не из босяков. Его отец имел семинарское образование и служил помощником управляющего в лесном имении, и еще — босяков с улицы не принимали в юнкерские училища.
Так что, для меня Гиляровский — человек двойственный. И отношение к нему такое же — неоднозначное.
А как вы относитесь к этому писателю. Что думаете ?